Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея в Лаврушенском переулке или просто Третьяковка — самый известный художественный музей в столице. Основана галерея купцом и меценатом Павлом Третьяковым в 1856 г. Сегодня это крупное государственное учреждение культуры. В его состав входят несколько музеев. Музейный комплекс в Лаврушинском переулке является главным.

По белой мраморной лестнице поднимаемся наверх. Экспозиция музея занимает два этажа. Здесь представлено древнерусское искусство XII–XVIII веков, живопись с начала XVIII века до начала XX века, русская графика и скульптура.

Айвазовский, Брюлов, Федотов, Иванов, Кипренский, Крамской, Куинджи, Левитан, Перов, Поленов, Репин, Саврасов, Серов, Шишкин, Тропинин, Васнецов, Венецианов, Верещягин, Врубель — русские художники, работы которых можно увидеть в Третьяковской галерее. И это далеко не весь список.

Скажу честно, я не очень «грамотный» ценитель великого искусства. И все же поделюсь с моими читателями своими мыслями, эмоциями и видением прекрасного.

В Третьяковской галерее представлена большая коллекция скульптур. Про скульптуры ничего сказать не могу. Просто красиво.

Мои любимые львы.

Первые залы посвящены царским особам и приближенным к царскому двору.

Однажды я побывала на выставке «Императрица Елизавета Петровна и Москва». Там мое внимание привлек портрет императрицы в стиле барокко, обрамленный пышными цветами. На выставке проводилась викторина, одним из вопросов которой звучал так: «Что обозначают цветы на портрете императрицы Елизаветы Петровны»? Тогда я не смогла ответить на этот вопрос. Придя домой, полезла в интернет. Делюсь тем, что удалось найти в «сетях интернет-паутины». Каждый цветок полон особого смысла.

Над головой Елизаветы мы видим большой подсолнух. Подсолнух символ власти.  Поэтому он располагается в центре. Подсолнух был завезен в Россию при Петре I. Цветок в те времена был редкий и считался царским.

В XVII веке французский король Людовик XIV уподоблялся солнцу. Король солнца, королева, императрица как солнце. Подсолнух всегда поворачивает свой лик вслед за светилом.

Далее мы видим розу — царицу цветов. Красная — символ любви и страсти, розовая — символ элегантной женщины в расцвете красоты, белая — небесное совершенство, желтая — удача, цвет золота.

Множество тюльпанов фантастических окрасок и различных форм украшают портрет императрицы. Тюльпаны тоже приравнивались к царским цветам.

Так же в цветочной массе мы видим гвоздики — «Цветы Зевса» и рябчики. Рябчиком называлась королевская корона.

Цветы посифлоры изящно перекликаются с орденской звездой Андрея Первозванного. По форме этот цветок очень напоминает данный орден. На портрете они находятся на одном уровне, и невольно взгляд с чудесного цветка переводишь на орден.

Цветущие маки небывалой красоты символизируют неувядаемую молодость и женское очарование.

Единственный цветок, похожий на початок кукурузы в синих лепестках, остался неразгаданным.

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны», Г. Преннер

Облик столицы постоянно меняется. Иногда год, другой не побываешь в каком-нибудь районе, приезжаешь туда, а узнать знакомое когда-то место не можешь. Хорошо, что существуют фотографии. А вот какая была Москва лет 150-200 назад можно увидеть только на картинах.

Москва в былые времена

А на этой картине узнаете что это?

Это наш Кремль. Работа Саврасова «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». 1851 год. Всего-то 160 с небольшим лет назад.

Рим Колизей. Совсем недавно была там. Даже не верится, что раньше вокруг Колизея не было никаких дорог и  построек.

Ах, Италия, ты прекрасна во все времена!

Венеция

В каждом зале чинно сидят на стульях работницы музея — хранительницы тишины и покоя. Хотя не всегда это удавалось: то громогласная «стайка» школьников пробежит по залам, то не менее «тихие» студенты прошмыгнут мимо, то громко говорящий по мобильнику иностранный турист потребует внимания «хранительницы» порядка данного храма искусства.

Портреты великих, известных и не очень.

Со стен галереи на нас смотрят наши любимые русские писатели и поэты.

«Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова», П.Е. Заболотский.

«Портрет Николая Васильевича Гоголя», Моллер Федор Антонович (Отто Фридрих Теодор).

«Портрет писателя Л.Н. Толстого», И.Е. Репин.

Макдоналдс отдыхает!

Ежегодно перед Новым годом и после на месяц на Красной площади открывается ГУМ-ярмарка. На ярмарке представлены товары народного промысла. Русская матрешка — обязательный атрибут ярмарки. На морозе хорошо попить чайку из самовара и отведать баранки и пряники. В общем, все, как раньше. Традиции продолжаются.

«Развал», Е.С. Сорокин.

Очень трогательная картина: мама, папа, бабушка и трое детей. Семья — семь раз «Я».

А вот другая семья. Картина «Неравный брак» всегда вызывала у меня негодование. Но, что делать. Раньше так было принято. В те времена девушка не могла выйти замуж за любимого. Ее выдавали за выгодного богатого жениха.

По слухам эта картина автобиографическая. Невесту Пукирева выдали замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя. На заднем плане молодой человек со скрещенными на груди руками и есть сам автор полотна. Правда, это только версии.

«Неравный брак», В.В. Пукирев

Охотники и рыбаки во все времена придумывали и придумывают разные небылицы. И всегда находится кто-то, кто искренне верит рассказам бывалых, а кто-то относится скептически к рассказчику и только посмеивается над ним.

«Охотники на привале», В.Г. Перов

Работа Саврасова «Грачи прилетели» привлекает особое внимание. Мне кажется, все писали сочинения по этой картине. Чего мы только не сочиняли?

«Грачи прилетели» самое известное произведение Саврасова. Полотно было написано в Костромской области. На картине изображена Воскресенская церковь. Она существует и по сей день. В наше время в ней находится музей Саврасова.

«Грачи прилетели», А.К. Саврасов

Пейзажи — моя любимая тема. Особенно мне нравятся удивительные и неповторимые русские пейзажи.

Еще я очень люблю Питер. Картина Боголюбова «Катание на Неве» очень греет душу.

«Катание на Неве», А.П. Боголюбов.

Море, буря, борьба со стихией — это, конечно же, Айвазовский. Художник за свою жизнь написал более шести тысяч полотен, и все они посвящены морю. Обычно Айвазовский использовал яркие краски, а для картины «Радуга» он выбрал более мягкие тона.

«Радуга», И.К. Айвазовский

«Утро в сосновом лесу» Шишкина еще ошибочно называют «Утро в сосновом бору». А я, вообще, ее называла «Мишки в лесу». Еще я узнала, что мишек-то написал не Шишкин, а  Константин Аполлонович Савицкий. Иван Иванович Шишкин был пейзажист, а Савицкий жанровый живописец. Так вдвоем они и создали великий шедевр. Но вот почему исчезла подпись Савицкого с картины неизвестно. По одной из версий сам художник убрал ее с полотна, тем самым отказываясь от авторства, а по другой —  коллекционер Павел Третьяков после покупки картины стер подпись Савицкого. Зачем???

«Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин

Герои всеми любимых былин и сказок.

«Иван-Царевич на сером волке», В.М. Васнецов.

«Аленушка», В.М. Васнецов.

«Богатыри», В.М. Васнецов

Эпическое полотно Сурикова — «Утро стрелецкой казни». Тяготы военной службы вызвали бунт, который был успешно подавлен. Стрелецкие полки были приговорены к казни. На картине не изображена сама казнь. Мы видим только ожидание расправы. По одной из легенд, изначально, Суриков изобразил казненных через повешение стрельцов. Служанка, вошедшая в мастерскую и увидевшая набросок, упала в обморок. Суриков не пожелал шокировать публику и изображения повешенных убрал с картины. Он хотел передать  душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни.

«Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков

Одна из самых известных и важных картин Третьяковки «Боярыня Морозова». Впечатляют гигантские размеры полотна (304 на 586 см). Эта картина известна всем еще со школьной скамьи. Феодосия Морозова приверженка старообрядчества. Она отказалась принимать новую веру, тем самым вступив в конфликт с царем, за что и поплатилась жизнью. Вскинутые два перста боярыни говорят о ее несломленной вере. Боярыню везут по одной из московских площадей к месту заключения. Через полтора года она умерла страшной смертью от голода в земляной тюрьме монастыря.

«Боярыня Морозова», В.И. Суриков

Картина «Запорожцы» или «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репина также широко известна и всеми любима.

По легенде, действительно, существовало такое письмо, но оригинал его не сохранился. Однако в 1870-х годах в руки известного историка Дмитрия Яворницкова попала копия этого письма, сделанная в XVIII веке. Смеха ради он зачитал его своим гостям, среди которых был Илья Репин. Тема запорожцев была близка художнику. Он в достаточной мере знал историю Украины. Свою работу над картиной он начал в 1880 году.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», И.Е. Репин

Интересна история полотна Репина «Иван Грозный убивает своего сына».Полное название картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

В 1913 году неизвестный ножом порезал картину. Лица персонажей полностью пострадали и художнику пришлось восстанавливать их заново.

На картине изображен обезумевший от содеянного Иван Грозный и умиротворенный его сын. Неизвестно почему царь убивает своего сына. По одной из версий ему не угодила жена царевича Ивана, по другой, наоборот, слишком понравилась. Схватив посох, Иван Грозный ударяет сына и попадает ему в висок. Хотя, многие историки сомневаются был ли на самом деле сей исторический эпизод.

«Иван Грозный убивает своего сына», И.Е. Репин

Зал Врубеля

Панно «Принцесса Греза»

«Царевна-лебедь», М.А. Врубель

 

Камин «Микула Селянинович и Вольга», М.А. Врубель

Портреты красивых женщин — особая тема. Вот, например, Крамской написал портрет величественной красавицы, сидящей в экипаже. Запечатлен миг, когда «Незнакомка»(так еще ошибочно называют этот портрет) остановила свой взгляд на художнике, и через секунду ее карета умчалась прочь. Интересно, что личность этой дамы осталась неизвестной и для современников художника и для искусствоведов.

«Неизвестная», И.Н. Крамской

Вот еще один портрет изящной и благородной красавицы.

«Портрет С.Л. Строгановой», К.Е. Маковский

А эта юная красавица устремила свой взор в небо. Так и хочется помечтать вместе с ней, чего, собственно, и добивался художник.

«Мечтание», Т.А. Нефф

Какая красавица! А какое платье! Атлас так естественно светиться и переливается, что создается ощущение, что это фотография. А какие великолепные тончайшие кружева! Лицо, прическа, плечи, руки — все передано очень натуралистично.

«Портрет княгини М.В. Воронцовой», С.К. Зарянко

Наверное, одной из главных картин в Третьяковской галерее является «Явление Мессии». Около нее нужно остановиться подольше. Здесь предусмотрены лавочки, на которых можно посидеть и повнимательнее рассмотреть полотно.

Полотно «Явление Мессии» или более известное название – «Явление Христа народу» занимает всю стену. Вокруг расположено множество эскизов и этюдов, написанных за двадцать лет работы над полотном. Художник писал картину в Италии, а затем не без приключений переправлял ее в Россию. К сожалению, на родине работа подверглась жесткой критике и не была признана. После чего художник скоропостижно умер. Интересно, что на полотне Иванов изобразил себя и Н.В. Гоголя.

«Явление Мессии», А.А. Иванов

Бродить по залам музея можно бесконечно долго. Хорошо планировать посещение Третьяковской галереи в будние дни. В выходные и праздники здесь очень много посетителей. Экспозиция в Лаврушенском переулке расположена в 62 залах. Более 100 тысяч произведений собрано в Третьяковской галерее. За один раз я не смогла посмотреть все, хотя зашла в музей днем, а вышла поздно вечером. Еще я очень советую взять аудиогид и схему музея.

Это мои впечатления о Третьяковской галерее. А вот одна моя очень хорошая знакомая так рассказывает о ней (я думаю, что ее отзыв о посещении музея будет не менее полезным):

«Вчера разбирала свои старые дневники и наткнулась на каталог: Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции — 1994 год.
Сколько лет прошло!!! 🙂
Как сейчас вспомнился тот солнечный денек, когда я пошла в только что открытую после реставрации галерею… Проверить, все ли картины на месте 🙂 и вызывают ли они во мне какие-либо ответные чувства.
Тогда я и купила этот каталог.

Так вот, в тот день, я преисполнилась духом героизма и решила обойти всю галерею целиком! (внимание: подобное лучше не повторять, во избежании моральных и физических травм! 🙂 автор предупредил, можно продолжать).

Первое, что я сделала, забралась повыше и начала свой обход. В общем, Третьяковка построена таким образом, что чем выше-дальше от входа, тем более современное искусство… А центральное положение занимают жемчужины галереи. Это и «Явление Христа народу» Иванова, и «Крестный ход в Курской губернии» Репина, и «Утро стрелецкой казни» Сурикова…И три богатыря, и боярыня Морозова, грачи прилетели,утро в сосновом бору, Аленушка…Разве возможно все перечислить!!!
Но, я поставила перед собой серьезную цель обойти ВСЁ и посмотреть КАЖДУЮ картину, каждому шедевру уделив внимание.
Каждая картина — это особый мир, своя галактика, живой самостоятельный организм… Соответственно, если с каждым пообщаться, то… Вы пробовали, когда-нибудь пообщаться с тысячной толпой?…С каждым человеком из этой толпы в отдельности?…Вот…:0)
Начав с верхних экспозиций, современного искусства, я двинулась вниз, через «жемчужный» зал (в смысле, собрание шедевров русских живописцев), к иконам Андрея Рублева…К ним, я уже буквально ползла на коленях…
И к моему стыду, вовсе не из особого почитания святынь (а ведь они таковыми считаются, РПЦ давно пытается «выпросить» их у Третьяковки в церковь,но, галерея упорно не сдается), а из-за неимоверной усталости…Так что вкусить красоты иконописи, предаться пиршеству эстетики я уже не могла — мозги отказывались воспринимать все эти сокровища.
С тех пор я больше таким «героизмом» не страдала 🙂 и вам не советую.
Тем не менее, люблю ходить в Третьяковку. Обычно мой визит длиться не более часа… И я неизменно посещаю два места: «центральное» (так для себя я назвала залы 20-30ые второго этажа) и «избранное» (которое зависит от настроения: может отдельные залы первого этажа (Рублев), либо второй этаж целиком…) Думаю, у каждого найдется СВОЁ любимое место в галерее…»


 

Адрес: г.Москва, Лаврушинский переулок, 10

Проезд: метро «Третьяковская» или «Полянка»

Режим работы:

  • вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
    (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
  • четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
    (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
  • выходной — понедельник

Цены на билеты:

500 рублей — взрослые

200 рублей — для следующих льготных категорий:

  • пенсионеры,
  • Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры «Ордена Славы»,
  • студенты высших учебных заведений России, в том числе иностранные граждане — студенты российских ВУЗов (кроме студентов-стажёров)

Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан (см. полный список на сайте)
Официальный сайт: tretyakovgallery.ru


 

Государственная Третьяковская галерея на карте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *